Кто сшил казахский чапан для криштиану роналду. Аксессуары и обувь

Честно признаюсь, я не готовилась к этому флешмобу, но очень захотелось. Принимайте экспромт. Не претендую на истину, поэтому, если найдете несоответствия или фантазии - можете смело делать замечания и даже ругать.
Женщины

Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.
Музейные экспонаты из летней резиденции эмира бухарского
Конец XIX века


И так, платье. Платье было обязательно длинным, широким. Я с детства слышала, что современные женщины национальным узбекским платьем считают платье на кокетке, в основном на круглой, с воротником или без, сплошная или из двух частей, наслаивающихся друг на друга по центру.

Нашла даже подробное описание выкройки узбекского платья

К платью обязательно прилагались штанишки/шаровары. Мне всегда казалось, что они должны быть длиннее платья. Не знаю точной причины. Может быть, для того, чтобы была видна кайма по краю. Может быть, для того, чтобы было видно, что они есть (т.е. традиция соблюдена) А может быть, просто потому, что на длинное широкое платье при наклоне можно наступить, и поэтому его делали покороче.
Это тесьма для низа штанишек.

Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок

Моя любовь к съемкам без людей сыграла со мной злую шутку. У меня почти нет достойных примеров из жизни, в основном, сзади

Халаты. Простые будничные на вате служили исключительно для тепла (одна моя одноклассница привезла чапан, ходит тут на даче в холодные дни и утверждает, что это самая удобная одежда) Праздничные же отличались вышивкой золотыми нитями, дорогими тканями (очень уважали бархат), и прочими красивыми излишествами.

Смотрим на задний план, а не на передний (Самарканд. Регистан)

Тюбетейки. Сколько районов, столько и разновидностей тюбетеек. При чем, раньше, если я правильно поняла, головные уборы сильно отличались от современной тюбетейки.

Тюбетейка (от тюркского «тюбе»-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков
Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи - самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста - характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца - «калампир»; околыш вышит расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи - округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются «крутостью» орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша

На самаркандском базаре в ряду тюбетеек

К праздничной одежде надевали жилеты
И тоже есть выкройка !

В Ферганской долине жилет удлинился

Обувь. Ичиги - мягкие сапожки из кожи без каблука и сапоги из грубой кожи или резины. У современных узбеков национальной обувью я бы, кроме ичигов, назвала бы калоши!

И отдельно хотела рассказать про паранджу. А знаете, я в детстве встречала бабушек в настоящей парандже! В старом городе они изредка продавали семечки. Ощущение такое: сидит кто-то в одеяло замотанный, а сверху еще и халатом прикрыт, только халат не на плечах, а на голове. Помню, что в прорези халата было что-то темное, сквозь которое ничегошеньки не видно. Мне папа говорил, что это сетка, что она сплетена из конского волоса. Но я мелкая, думала, что слово «сплетена» означало просто плетение, как марля. И только вот в мая я увидела настоящую паранджу рядом, правда, сквозь стекло. Слушайте, я не представляю КАК они там могли вообще находиться. Представьте жару больше 40 градусов, а на тебе поверх обычной одежда плотная-плотная, сквозь которую даже не понятно как дышать, штука из конского волоса, а сверху еще плотный халат…
Через стекло было очень трудно фотографировать, но уж постарайтесь разглядеть ее

Мужчины

Основу национального мужского костюма составляет чапан - стеганый халат, который подвязывается поясным платком - кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак - нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон - широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.
Пояса в парадной одежде часто очень нарядные - бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.

Кто знает что это?

А еще нашла карнавальные костюмы, цену не спрашивайте, не искала.
Особенно умилила обувь!

А тут не только обувь радует, но и павловопосадский платок! (не утверждаю, но мне так показалось) И это еще не самое главное. Это фото на странице

3класс

Число _______

Тема: Изготовление национального костюма

Цели:

Образовательная :Изготовление чапана по образцу, использование шаблонов, знать значение орнамента в изготовлении казахской национальной одежде.

Развивающая: Развитие умения работать с шаблонами, клеем, ножницами. Воспитательная:Воспитание эстетического вкуса, уважения к обычаям и культуре других народов.

Оборудование: шаблоны, цветная бумага, клей, образцы.

Тип урока: комбинированный

Формы: фронтальный, групповые, индивидуальные.

Методы: практический, словесный, ч. поисковый

Ход: 1. Орг. момент

2. Психологический настрой

Если вы готовы работать – потопайте ногами

Если у вас хорошее настроение – похлопайте в ладоши

Если вы дружны – пожмите друг другу руки

Если вы любите себя – погладьте себя по голове

3. Сообщение темы и цели урока: сегодня мы с вами на уроке изготовим элемент казахского костюма, догадайтесь какого

Словно старый чабан – облачился в? (чапан)

4. Организация рабочего места: Всё ли у вас готово к уроку – клей, цветная бумага, ножницы. Проверьте.

5. Работа по технике безопасности:

Работа с клеем (меры предосторожности: не нюхать, не тереть глаза во время работы с клеем, после работы тщательно смыть руки)

Работа с ножницами (работать на уровне стола, не поднимать, не двигаться во время работы с ножницами)

6. Актуализация «Мозговой штурм»

Животное, средство передвижения кочевников?

Традиционное жилище древних казахов?

На русском языке мама, на казахском? (ана)

Любимый инструмент казахского народа, символ добра и благополучия

Это животное казахи называют кораблём пустыни

Какое полезное ископаемое называют чёрным золотом

7. Работа по теме урока:

Что такое орнамент? Для чего он используется?

Орнамент один из древнейших видов декоративно – прикладного искусства. Его история насчитывает ни одно тысячелетие. В переводе с латинского орнамент означает украшение.

Орнаментом украшалась посуда, оружие, одежда, предметы домашнего обихода, его можно увидеть на государственном флаге, в оформлении зданий.

8 Игра «Путаница» . Название орнамента и их изображения потерялись. Ваша задача сопоставить, найти название каждого орнамента. (в группах)

9. Работа пор теме урока:

Определение порядка выполнения работы

(обводим шаблон чапана – верхней одежды, деталей орнамента, вырезаем, составляем композицию, наклеиваем детали)

10. Самостоятельная работа в группах

11. Рефлексия: Что мы изготовили на уроке?

Презентация работ.

В современном мире и сейчас наши бабушки и дедушки носят чапаны, украшенные казахским орнаментом. В каждой семье есть посуда с красивым орнаментом, а почётному гостю дарят чапан и калпак, украшенные орнаментом. И мы с вами украсим наш Казахстан предметами с орнаментом и пожелаем нашей стране процветания, счастья и благополучия.

Черкашина Анна Николаевна родилась 6 декабря 1973 года в Кокпектинском районе Семипалатинской области. С детства была влюблена в профессию «учитель», так как, моей первой учительницей была Татьяна Григорьевна, которая была для нас примером во всех начинаниях. О себе могу сказать что в профессии руководствуюсь принципами педагогики Ш.А. Амонашвили «Сердце отдаю детям» могу быть строгой, одновременно доброй и отзывчивой, просто другом детей моего класса. Считаю что необходимо педагогу понимать своих учеников. Если учитель не понял своего ученика ему не место в школе. Очень люблю и горжусь своей семьёй, детьми. Люблю домашних животных. У меня есть кот Барбос, а также развожу комнатные тропические цветы.

По предмету Познание мира предлагаю урок – путешествие по маршрутным листам. Дети вместо пассивных зрителей, становятся участниками изучения темы, оценивают в течении урока своё эмоциональное состояние.

По предмету математика идет урок самостоятельной работы, где ребята выполняют задания, опираясь на свой опыт, а учитель выступает в роли консультанта.

По предмету трудовое обучение идёт работа по воспитанию патриотизма, любви к культуре своего народа, уважения к старшим.

Чапан - незаменимая часть мужской одежды, используемая обычно в холодное время года. Он необыкновенно популярен в центральноазиатском регионе, включая Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Кыргызстан и Казахстан. Практически во всех этих странах форма его пошива одинакова. Чапан - длинный и широкий стеганый халат, не имеющий пуговиц и воротника. Рукава настолько длинны, что закрывают кисти, позволяя тем самым зимой держать руки в тепле. Его кроят особым образом, так, что одна пола нахлестывается на другую. Это не дает халату распахиваться при ходьбе. В боковых швах достаточно глубокие разрезы, облегчающие движение и позволяющие сидеть на полу. А яркий квадратный платок из хлопчатобумажной или шелковой ткани, сложенный углом, - белбог, который повязывают вокруг талии, - завершает наряд.

Несмотря на простоту, эта одежда у каждого региона отличалась разнообразием цветов и вышивки. К примеру, в Узбекистане и сейчас выделяют ташкентский, хорезмский, сурхандарьинский, кашкадарьинский и ферганский фасоны, а также нуратинский и бухарский, которые распространены в Навоийском регионе.

В музеях можно ознакомиться с одеждой узбеков XIX-XX веков. Редки образцы костюмов более раннего периода. Это связано с тем, что одежда из ткани сохраняется хуже, чем другие предметы быта, поскольку использовалась вплоть до ее фактической изношенности. Тем не менее, этнографы утверждают, что за многовековую историю при изменчивости окраса, узоров и орнамента оставалась постоянной форма чапана. Об этом свидетельствуют настенные росписи античного и раннесредневекового периодов Халчаяна, Афрасиаба, Пенджикента, Балалыктепа и других памятников. В надписях тюркского рунического письма VI-VIII веков в честь Кюль-тегина упоминается о верхней одежде мужчин - тунах - чапанах. На миниатюрах XV-XVI веков в большей степени отображен мужской костюм всех слоев общества и местные элементы одежды, воспринявшие, с одной стороны, некоторые черты тюркского костюма, с другой - ирано-месопотамские и монгольские черты, китаизирующие элементы. Все это свидетельствует о длительности культурных связей, отразившихся на формировании среднеазиатской одежды.

Насколько глубоко идут эти корни, можно судить и по красивой легенде, в которой рассказывается, каким образом в боковых швах халата снизу появились разрезы. Согласно ей, как-то больной котенок пришел и уместился на краю халата Пророка Мухаммада, пока он общался с учениками. Хвостатый урчал, топтался, да так и уснул в тепле. Когда Пророку нужно было уходить, чтобы не тревожить сон животного, он отрезал полу одежды.

Время течет, все меняется. Сейчас для пошива применяются современные технологии. Сперва выкройку и пошив производили вручную, теперь - на швейных машинках, на которых можно задать компьютеризированную программу по вышивке узоров.

Этот элемент одежды имеет большое значение. Каждый завиток, орнамент или узор несут в себе смысловую нагрузку. Знатоки способны прочитать целые послания, зашифрованные в них.

В стародавние времена считалось, что о человеке можно узнать по его одежде - откуда он, сколько ему лет, к какому классу относится. Что касается чапана, то издревле неимущий люд носил халаты из простого сатина, представители среднего класса - из плюша и бекасама - полосатой ткани (этот материал популярен и сейчас, причем толщина полос и чередование цветов зависит от региона), а зажиточные горожане предпочитали бархат и шелк. Чапаны элиты местной аристократии украшались затейливыми орнаментами из золотых и серебряных нитей. Был определенный фасон для людей пожилого возраста, представителей духовенства, дервишей и других.

Повседневныечапаны бывают полосатые или однотонные: обычно черного или синего цветов. Их практически ничем не украшают, только подол, полы и края рукавов обшивают плетеной тесьмой - единственным элементом декора, который, впрочем, несет и сугубо практическую функцию - укрепляет внешние швы. Обрядовые чапаны, надеваемые на жениха в день свадьбы, на мальчиков во время суннат-туй и мучал-туй (в 12 лет) и на пожилых людей в юбилей, украшаются золотошвейными узорами. Стежки на чапанах бывают мелкие, средние и крупные. Материалы, из которых шьют одежду, также немного изменились со временем. Теперь наряду сбекасам, парпаша и другими полушелковыми тканями применяют такие, как велюр, лазер, для подкладки - сатин и прочие хлопчатобумажные. Для утепления наравне с ватой конкурирует ватин. Чапан - обязательный элемент одежды юношей и мужчин во время похоронных и поминальных церемоний их близкого родственника.

Таким образом, чапан - одна из принадлежностей узбекского гардероба, достойно выдержавшего испытание временем и неудержимой модой. Современная одежда в Узбекистане очень разнообразна и всегда востребована, однако и сегодня, в XXI веке, молодые мужчины в самый ответственный момент своей жизни - первый день после свадьбы, как и много столетий назад, выходят к гостям в чапанах.

Несомненно, одежда узбекского народа, также как и японское кимоно, индийское сари, арабское кабо или азербайджанский архалыг, в дальнейшем будет обогащаться, вбирая в себя новые черты и сохраняя национальные традиции.

Национальная одежда жителей Узбекистана удивительным образом сочетает в себе общие для всех восточных народов черты и имеет свои индивидуальные и неповторимые особенности.

Хотя с течением времени узбекский национальный костюм претерпевал видоизменения, в современном своем виде он сохранил все богатство культурных традиций восточных людей и историческую связь, уходящую корнями глубоко в древность.

Отличительной чертой узбекского костюма была и остается искусная вышивка золотом. Такие наряды характерны для состоятельных людей. Популярными были вышитые золотом национальные узбекские халаты, которые правитель дарил своим приближенным, а также получал такие подарки взамен.

Для вышивки золотом использовались только благородные материалы, такие как шелк и бархат. Узоры вышивались в основном на растительную тематику, редко встречался и геометрический орнамент в золотошвейных нарядах.

При помощи вышивки золотой нитью украшали не только предметы одежды, но и головные уборы и обувь. В настоящее время мужской свадебный наряд в Узбекистане по традиции обязательно украшается при помощи парчи с золотом или серебром.

Цветовая гамма национального узбекского костюма довольно широка. У жителей разных областей страны свои цветовые предпочтения, однако, узбеки не любят темную одежду, потому что считают, что она способна привлечь беду.

По цветам женского наряда можно было судить и о статусе мужей. Зажиточные узбеки одевали своих жен в голубые или фиолетовые наряды, жены ремесленников носили зеленую одежду.

Еще одной характерной чертой для узбекских традиционных нарядов является выбор богатых тканей для пошива – бархата и вельвета.

А вот крой у костюмов наоборот очень прост и одинаков для мужских и женских моделей. В основе лежат ровные куски ткани, которые в некоторых глухих населенных пунктах даже не вырезались, а просто отрывались по прямой нити.

Мужские национальные костюмы в Узбекистане

Традиционными предметами мужского гардероба в Узбекистане всегда были рубахи разного фасона и халаты, которые подвязывали поясами. Внизу узбеки носят штаны и сапоги из кожи. Голову в Узбекистане обязательно должны покрывать не только женщины, но и мужчины, что связано с исламской религией.

У мужчин для этих целей используется чалма или тюбетейка.

Одежда

Рубаха для повседневной носки называется куйлак. Изначально такая рубаха была длинной и была ниже колен, но позже фасон сменился, и рубаха стала стандартной длины. Фасон горловины имел две интерпретации: в первом случае у рубахи имелся вертикальный разрез, к которому пришивался ворот; во втором случае в зоне воротника имелся горизонтальный разрез, доходящий до плеч.

Штаны под названием иштон были абсолютно лишены дополнительных декоративных и функциональных элементов. Длина таких штанов, напоминающих шаровары, доходила до щиколоток.

Мужской халат носит название чапан и имеет единый фасон для всех возрастов и статусов, который не менялся долгое время. Для разных сезонов года существуют свои разновидности халата – тонкий летний халат, халат с подкладкой для межсезонья и теплые ватные халаты для холодного времени года. По бокам халата имеются вертикальные разрезы для удобства перемещения.

В качестве декоративных элементов используется тесьма и материя другого цвета, которые пришивают по краям халата и на рукава. Для застегивания халата имеются завязки. В качестве пояса в национальных узбекских мужских костюмах используется кушак. Он представляет собой сложенный в треугольник платок из хлопка или шелка.

Цвет кушака, который имеет название бельбог, всегда выбирали ярких и контрастных оттенков, чтобы он выделялся на одеянии мужчины.

Головной убор

В качестве головного убора мужчины в Узбекистане традиционно носят кулох или тюбетейку-дуппи. Наиболее популярной среди всех тюбетеек является головной убор обитателей Ферганской долины. Ее отличительной особенностью является вышитый белыми нитями на черном фоне интересный растительный орнамент.

На сегодняшний день в Узбекистане пользуются большим спросом бархатные или хлопчатобумажные тюбетейки синего, черного и темно-зеленого цветов.

Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки

Женский национальный костюм в Узбекистане состоит из платья, шароваров, халата, как и у мужчин, и головного убора. Помимо этого узбекские девушки и женщины украшают себя золотыми и серебряными изделиями. Традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, кольца и браслеты выполнены в изысканном восточном стиле. На шею женщины надевают коралловые бусы или ожерелье из монет.

Еще одним украшением узбекских красавиц с древних времен являются налобные украшения.

Одежда

Платья из национального костюма в Узбекистане под названием куйлак похожи на тунику с прямыми длинными рукавами и длиной практически до пят. Только к началу прошлого столетия появилось небольшое разнообразие в фасонах платьев: на рукавах могли быть манжеты или воротник может быть выполнен стоечкой. Для пошива этой части костюма традиционно используют благородные шелк и атлас.

Женские шаровары были обязательной частью гардероба для девочки чуть ли не с самого рождения. Как и в мужском варианте, штаны широкие сверху и сужаются к низу. Нижнюю часть штанины украшает тесьма с кисточками.

В женском варианте национального костюма разновидностей верхней одежды немного больше, чем у мужчин. Так женщины могут носить халаты такого же кроя как мужской чапан.

В некоторых районах Узбекистана были распространены длинные и приталенные халаты под названием румча. Также узбекские женщины носят мурсаки – что-то среднее между туникой и халатом. Обычно мурсак сшит на теплой подкладке для холодных времен, длиной до пят и имеет покрой с запахом.

Менее двухсот лет назад в обиход вошли приталенные халаты с укороченными и зауженными рукавами под названием камзур. Тогда же популярной одеждой среди узбекских женщин стали безрукавки нимча.

Головной убор

В качестве головного убора женщины в Узбекистане используют платок. Обычным явлением в традиционной культуре является надетые на голову сразу два платка. Один из них завязывается на лоб, а другим покрывают. голову

В XIX веке женский головной убор был сложным и многослойным – сначала надевался платок, у которого было отверстие для лица, затем повязывался платок на лоб, а сверху сооружалась чалма. Женщины из знатных семей носили платки, украшенные золотом или серебром. В начале же прошлого века широкий резонанс получили традиционные узбекские тюбетейки с вышивкой из шелка или золота.

Когда женщина выходила на улицу, ей обязательно нужно было надевать на голову халат, чтобы скрыть красоту своего тела от чужих глаз. Позже халат видоизменился и превратился в паранджу. Рукава у этого халата сначала просто убирали назад, а позже и вовсе стали сшивать между собой.

Обязательным атрибутом к парандже являлся чавчан – сетка, сплетенная из конского волоса, которая призвана закрывать лицо женщины. Паранджа и чавчан были обязательными элементами женской одежды в мусульманских странах для всех женщин и девочек, начиная уже с девяти лет. Однако в Узбекистане этот предмет гардероба был распространен только в городах, и то не повсеместно. А с приходом Советской власти паранджа и вовсе начала постепенно выходить из обихода узбекских красавиц.

Роль национального костюма в наши дни

В современном мире одежда жителей Узбекистана довольно разнообразна. Городские жители и некоторые выходцы из села, особенно это касается образованной молодежи, предпочитают носить современную европейскую одежду. Однако и в современные одеяния узбеки стремятся привнести некую нотку характерных для своей страны деталей – девушки используют традиционные украшения, молодые люди могут носить тюбетейки.

Свято чтут традиции и носят наряды своего народа люди пожилого возраста, особенно те, кто живет не в городе. Однако на таких мероприятиях, как свадьба или национальный праздник костюм все же является обязательным атрибутом, что говорит о богатых традициях узбекского народа, которые этот народ уважает.

1 min read

Дизайнер Жумагуль Сариева превратила традиционную верхнюю одежду кочевников - чапан - в модный предмет гардероба. Из тяжелых теплых пальто она превратила их в модные яркие плащи с уникальными орнаментами.

С мая по июль 2016 года дизайнер Жумагуль Сариева провела выставки в американском Сан-Франциско и французском Страсбурге, и познакомила мир с современной интерпретацией чапана - традиционной тёплой верхней одежды кыргызов - стеганым пальто из хлопка.

«Если мы хотим, чтобы наш чапан путешествовал вместе с нами в современном мире, мы должны стилизовать, видоизменить его. Я думаю, не нужно бояться в своих идеях уходить слишком далеко от стандартов. Это стиль и, конечно, со временем он меняется», ‒ говорит дизайнер.

Современные чапаны Сариевой предстают в облегчённой форме - они шьются из стёганого хлопка по последним трендам мировой моды. Теперь это не бесформенная мешковина, а смелые продуманные модели, которые совмещают этнографические мотивы и последние модные фасоны. Большинство чапанов шьётся похожими на дизайнерскими платья или лёгкие безрукавки.

Гамма цветов последней коллекции начинается трендовым нежно-розовым и заканчивается бирюзовым, однако дизайнер не ограничивается пастельными тонами.

В других своих коллекциях она экспериментирует с яркими и тёмными цветами. Последняя коллекция автора заработала призы и награды в Европе и Азии. Мужские модели,которые были представлены на неделе мод во французском Страсбурге. После участия в показе чапаны авторства Сариевой включили в каталог лучших работ страсбургской недели моды.

Дизайнер работает с тканью, придумывая в очередной раз уникальные орнаменты для каждого отдельного варианта. Работа над одной моделью может занять около двух месяцев.

«Для каждого клиента мы стараемся сделать особенный орнамент. Это очень кропотливая работа […]. Я анализирую характер человека, потом у меня складываются эскизы», ‒ говорит Сариева.

Благодаря новой технологии пошива, чапан стал всесезонным элементом верхней одежды. Его легко можно сочетать с любой обувью по вкусу клиента и аксессуарами. Форму и фактуру чапанов можно также подобрать по вкусу и по желанию.

Цена чапанов начинается от шести тысяч сомов и зависит от сложности заказа.

Теперь это не тяжелые пальто, призванные согревать в сильные морозы, а легкие и динамичные всесезонные плащи. Голубые, зеленые, золотистые и нежно-розовые, чапаны шьются как объемные, с застежками на спине, так и узкие, с разнообразием орнаментов.

В прошлом чапан носился поверх одежды как мужчинами, так и женщинами. Этот вид верхней одежды был популярен среди народов Центральной Азии и Афганистана. Традиционные чапаны шили из ваты или верблюжьей шерсти с подкладом из хлопка, а поверх он расшивался бархатом или сукном.

Видео: Тилек Бейшеналы уулу, Азат Рузиев, Рэйчел Милани