Башня Сююмбике (Казань): история создания. Падающая башня Сююмбике в Казани: история, легенды, фото Сообщение на тему башня сююмбике

Приветствую, друзья! На связи Александр блоггер Казанец . Сегодняшней статье для туристов я расскажу про башню Сююмбике , признанная символом Татарстана. Прочитав, вы узнаете историю башню, легенду про царицу Сююмбике, и самое главное — как загадывать желание около башни…

Слышал пару отзывов туристов, которые говорят, что нет ничего удивительного в этой башне. Но это неправда.. у башни много особенностей и свои тайны, которые способны сделать её неповторимой.

Обзор башни Сююмбике в Казани

1. Башня Сююмбике — дозорная башня в Казанском Кремле .. относится к «падающим» башням, так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. Отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м .

Высота башни составляет приблизительно 58 метров с семью ярусами, каждое из которых отлично от другого.

Первый ярус настолько широк, что служит проезжей частью сквозь арку, однако основную часть времени он недоступен для проезда. Второй ярус немного меньше первого. Четвертый и пятый ярусы — восьмиугольные. Смотровая площадка расположилась на шестом и седьмом ярусе.

2. Сейчас вход в башню для туристов недоступен, а первый ярус украшают ворота — «День и Ночь» .

Интересный факт:

Ось проезда башни направлена на восход Солнца в день зимнего солнцестояния.

С 1730 года на вершине башни был установлен орел, но после 1917 года его заменили мусульманским полумесяцем. Позже и его приказали убрать, и лишь с 1990 года правительство позволило вернуть на место символ.

Все очевидцы отмечают, что особенностью башни является её положение. Она является падающей, как и Пизанская башня Италии. Фундамент башни не такой прочный, поэтому случился наклон. Хоть этот факт является опасностью, многих очевидцев именно этим башня Сююмбике притягивает.

Помню как лет в 11 впервые стоял рядом с башней и думал — лишь бы она сейчас не грохнулась) Этот эффект усиливается, когда ты стоишь близко, а на небе плывут облака…

Загадка башни Сююмбике

Огромным вопросом для историков до сих пор является, когда была построена башня. И дискуссии порой касаются не просто года построения, а определения века, когда сооружение всё же было создано.

3. Многие специалисты не просто высказываются, а даже приводят достоверные факты в подтверждение своему мнению.

Особенность башни состоит в том, что она включает в себя элементы, которые относятся к созданию в разное время. Хроника сооружения не известна с 1552 года, когда Казань была отвоевана чужими руками.

История Казани хранилась некоторое время в архиве города Москва до момента пожара в 1701 году. И лишь с 1777 годом связывают сведения о башне Сююмбике. Однако на тот момент она уже была в таком виде, который можно улицезреть и сегодня. Отсюда информация о моменте постройке и преображении отсутствует.

Большинство специалистов придерживаются мнения о том, что башня возводилась в 17 веке, а именно период с 1645 по 1650 год, однако в плане города, созданном в 1692 году нет упоминаний о башне.

Конечно, само строение сложно сопоставить с 17 веком, однако по дошедшим до наших времен сведениям, на месте башни ранее стояла деревянная постройка, просто со временем её заменили камнем, который является более надежным, чем дерево.

Легенда царицы Сююмбике

Эту легенду я услышал от одного гида, когда снимал видеоэкскурсию программы для туристов … :)

После взятия Казани, царь Иван Грозный хотел взять в жены царицу Сююмбике.. и увести ее в Москву.

4. Царица пришлось согласиться, но при условии, что царь построить высокую и стройную (как и она сама) башню.. в знак своей любви.

Условия были приняты, и каждый день башня поднималась в высоту на один ярус… а к концу 7-го дня башня была полностью готова. Тогда царица сказала, что хочет подняться наверх башни, чтобы последний раз посмотреть на свои владения и на любимый город.

Поднявшись на самую вершину царица выбросилась из окна, так как не желала быть женой ненавистного царя. В память о любимой царице города башня была названа ее именем.

На самом деле, это всего лишь легенда… :)

Загадать желание

Таинственность башни и необычный вид делают ее не только объектом классных фоток, но и заставляют верить в чудеса.

5. Есть поверье, что для того, чтобы желание исполнилось — нужно прикоснуться к башне, закрыть глаза… и ярко представить картинку вашей мечты будто оно уже сбылось . Тогда оно точно исполниться.

Мною проверено — работает. * ;)

* при условии, что вы работаете над своей мечтой, а не протираете диван нижней частью спины.

6. Кстати, ночью башня подсвечивается со всех сторон, поэтому ее даже из других районов Казани.

7. Но самый красивые фото можно сделать на летнем закате…

На этом все, друзья. Всем шанти.

P.S. В комментариях пишите — загадывали ли вы желание у башни… и сбылось ли оно? :)

Адрес: Казанский Кремль

Стройный силуэт краснокирпичной башни Сююмбике давно стал архитектурной эмблемой и визитной карточкой Казани. Расположенная в северной части территории Кремля, она является его самым загадочным и легендарным сооружением.

Устремленный вверх ее силуэт хорошо виден отовсюду – с Кировской и с Ленинской дамб, с территории Набережной, и из Заречья. А заметный наклон «падающей» башни к северо-востоку делает ее самой уникальной и своеобразной достопримечательностью Казани . Особенно выразительно башня смотрится с ночной подсветкой.

Происхождение башни

Письменных источников, указывающих на время сооружения башни и ее изначальное назначение, не обнаружено. Ориентировочно ее строительство связывают с концом 17 - началом 18 века. Во всяком случае, на плане города, относящегося к 18 веку, башня уже указана в качестве въездных ворот комендантского двора, где ранее располагался бывший ханский дворец.


Сооруженная из крупного красного обожженного кирпича, башня Сююмбике, многими историками считается дозорной . Сходство же ее с Боровиковской башней, находящейся в Московском кремле, указывает, как считают определенные исследователи, на московское авторство данного сооружения. Однако, другие историки признают за башней татарское происхождение, опираясь в основном на мусульманские предания. Еще в начале 20 века у подножия башни часто можно было видеть коленопреклоненных для молитвы мусульман. Вряд ли они молились бы около сооружения русского происхождения.

Известный русский историк Н.П.Загоскин предположил в свое время, что первые три четырехугольных яруса относятся к татарскому происхождению, и вероятно были въездными воротами на ханский двор, а верхние восьмигранники могли быть достроены значительно позднее.

Царица Сююмбике

Кто же она такая – эта знаменитая Сююмбике, чье имя носит самая загадочная башня Казани? Своим происхождением известная правительница Казанского ханства восходит к Едигею , создателю Ногайской Орды - она являлась его праправнучкой. Сююмбике суждено было быть женой нескольких меняющихся друг за другом казанских ханов, оказавшись, таким образом, в эпицентре политической борьбы между противниками и сторонниками связи с Москвой, которая обострилась в последние годы существования Казанского ханства.


12-ти летняя девочка, дочка ногайского бия - Сююмбике первый раз становится женой Джан-Али . Это был казанский хан, ставленник Москвы, вместо правившего ранее Сафа-Гирея, свергнутого с престола. Этот политический брак не принес юным супругам счастья. Тем более, Джан-Али не был угоден большинству казанского правительства. И в 1535 году, произошел политический переворот, в результате которого Джан-Али убили. На освободившийся трон возвращается Сафа-Гирей , получивший в качестве переходящего приза юную царицу Сююмбике, которая становится пятой женой правителя. Этот брак был более удачен и гармоничен, ознаменовавшись рождением сына – Утямыша.


Но неожиданная смерть Сафа-Гирея в 1549 году превращает Сююмбике в регентшу их несовершеннолетнего сына. Таким образом, она становится царицей Казанского ханства . Ее царствование длилось недолго, уже в 1551 году ее вместе с сыном насильно вывезли из Казани. Эти события описаны в казанской летописи.

Приехавший в Казань по распоряжению Ивана Грозного князь Серебряный объявил царице, что она отныне пленница московского государя. На все воля Аллаха, сказала Сююмбике и упала без чувств. Просидев под стражей 10 суток, Сююмбике, ее сын и ханская казна были препровождены в Москву.

Накануне отъезда она посетила могилу Сафа-Гирея - своего безвременно почившего мужа. Про отчаянный плач Сююмбике, который вызвал слезы даже у ее стражников, про ее обращения к умершему мужу и защитнику ходили легенды. Провожать ее на пристань пришел весь город. Царица низко поклонилась народу и городу, сожалея о былом величии и могуществе мусульманской Казани.


Казанским царем вновь стал ставленник от Москвы Шейх-Али , но он покинул престол в начале 1552 году, еще до осады города войсками Ивана Грозного. Именно за Шейха-Али в 1553 году и была насильно выдана в третий раз царица Сююмбике. Жили они в Касимове - имении Шейх-Али. Недолго прожила бывшая царица с нелюбимым мужем. Умерла она в 1557 году и место ее захоронения неизвестно. А вот Шейх-Али дожил до 1566 года и был погребён в построенном им заранее мавзолее.


Сын царицы Сююмбике Утямыш был забран на воспитание на царский двор. Его крестили в Чудовом монастыре и нарекли Александром. Он являлся участником похода на Полоцк в 1563 году. В летописях его называли царем Александром . В 20-ти летнем возрасте он умер и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля с достойными почестями.

Архитектура башни

Стремительно взвивается вверх пятиярусная (или семиярусная) казанская башня, отличающаяся изысканными пропорциями и безукоризненной архитектурной законченностью строгих форм. Она композиционно построена из трех разных по высоте четырехгранников , которые поднимаются уступами. На них уверенно опираются два восьмерика . И завершают композицию стройный граненый шатер с дозорной вышкой, увенчанной шпилем.


Шпиль, в свою очередь, заканчивается золотым яблоком . Долгое время считалось, что яблоко хранит неизвестные документы, относящиеся к ханскому периоду. В 30-х годах 19 века яблоко было снято и изучено, документов в нем не оказалось. Кирпичный шатер и дозорная вышка часто считаются шестым и седьмым ярусами башни. А вся высота сооружения составляет около 60 метров. Из окон небольшого дозорного помещения открывается роскошная панорама на Казань, ее окрестности, Казанку и Волгу.


Скорее всего, башня была построена все-таки как проездная . Нижний ее ярус имеет проездную арку, оформленную красивыми распашными воротами, украшенными полусолнцем и полумесяцем.


Декорирован нижний ярус колонками по обе стороны арки. Боковые фасады снабжены маленькими дверками, расположенными по одной на каждом. Эти дверки ведут на внутренние лестницы. Гульбища , образованные ступенчато-ярусным построением четырехгранников, оформлены парапетами, которые декорированы несложными, но и неповторяющимися в каждом ярусе, деталями.


В 1730 году шпиль башни украсили гербом страны - двуглавым орлом , который после революции был заменен на полумесяц . Дело в том, что в 1918 году башню Сююмбике официально отдали мусульманам в качестве национального исторического памятника. Но, в 30-е годы, в разгар антирелигиозной борьбы, полумесяц сняли. Лишь в конце 80-х его вернули на шпиль.

Архитектурную форму башни, являющуюся символом Казани, полностью воспроизвел архитектор Щусев во время строительства Казанского вокзала в Москве.

Легенды башни

Множество легенд и преданий рассказывают о башне Сююмбике. Одна из них гласит, что здесь захоронен благочестивый мусульманин, из черепа которого истекает Тайницкий родник, это предание привлекает многочисленных паломников.

Другая версия вещает, что в этом месте была могила одного из последних ханов Казанского ханства Сафа-Гирея , который умер в 1549 году. Царица Сююмбике - оплакивающая его жена, велела возвести грандиозный мавзолей над могилой своего мужа. А когда русские войска осадили город, покончила с жизнью, бросившись с башни вниз.

Но самая известная легенда, воспетая в стихах, в прозе и в изобразительном искусстве, это легенда о Гордой царице . Говорят, что Сююмбике славилась удивительной красотой, умом и гордостью. Услыхав о ней, Иван Грозный отправил к ней послов с предложением руки и сердца. Отказалась гордая красавица от предложения русского царя. И пошел тогда Иван с отрядом на Казань, чтобы взять город и царицу силой. Спасая город от разорения, царица дала согласие русскому царю, но с одним условием – чтобы в течение семи дней была выстроена самая высокая башня в городе. Мастера работали днем и ночью и уложились в требуемое царицей время. Но в разгар свадебного гулянья захотела Сююмбике полюбоваться любимым городом с высоты новой башни и проститься с ним. Поднявшись на самую высокую ее площадку, гордая царица кинулась вниз на камни.


Но, мы то знаем, что царица умерла в Касимове и значительно позже означенного времени. Откуда же появилась такая легенда? Этого нам не суждено узнать. Может быть, как писал один татарский поэт – легенду выдумали люди, чтоб честь родного города сберечь…

Во всяком случае, башня Сююмбике славный символ и знаменитая монументальная достопримечательность Казани.

Чуть поодаль от его древних стен, высится башня, привлекающая взоры туристов своим необычным видом. Она имеет весьма заметный наклон, и у зрителей создается впечатление, что через мгновение они станут свидетелями ее сокрушительного падения. Но проходят минуты, годы и даже века, а башня так и остается неподвижной.

Смерть царской невесты

Древняя легенда рассказывает, что, покорив в 1552 году Казань, Иван Грозный пожелал взять себе в жены татарскую царицу Сююмбике - красавицу-вдову погибшего на стенах города хана Сафа Гирея. В случае же отказа пригрозил выместить гнев на всем ее народе. Желая спасти соотечественников, царица дала согласие, но с условием, что в течение 7 дней для нее будет построена семиярусная башня.

Башню за неделю?! Шутка ли! Однако делать нечего. Царь дал команду, и работа закипела. Кое-как управились в назначенный срок. У Ивана Васильевича ведь не забалуешь - плаха с топором всегда под рукой, так сказать, для большей мотивации. В спешке, правда, нахалтурили малость, но переделывать было уже некогда.

И тут случилась непредвиденное. Накануне самого дня свадьбы поднялась невестушка царская на самый верх башни, раскинула белы рученьки и бросилась вниз со страшной высоты. Погибла, но не пошла силой под венец. С тех пор стали называть эту башню «Сююмбике» в честь красавицы-вдовы. Сперва огорчались, что уж больно накренилась она вбок, но как прослышали о мировой славе Пизанской башни, так и приободрились - и у нас, мол, не хуже. Накосячить, дескать, и мы мастера.

Иной вариант легенды

Бытует и еще одна легенда о башне Сююмбике, причем многие считают ее более правдоподобной, хоть и менее романтичной. Согласно этой версии, никаких сексуальных домогательств со стороны царя-батюшки не было (чай, не какой-нибудь там Вайнштейн), а просто повелела ханская вдова Сююмбике возвести башню в память о своем покойном муже Сафа Гирее.

И погиб ее благоверный не на поле бранном, а был отравлен собственными придворными, пытавшимися устроить государственный переворот. Так оно случилось или иначе - неизвестно, но с той поры «падающая» башня Сююмбике (такое красивое название она получила в народе) конкурирует со знаменитой Пизанской и является одной из достопримечательностей татарской столицы.

Документы, погибшие в огне

Это легенды, а какова же реальная история башни Сююмбике? Услышав этот вопрос, ученые мужи лишь разводят руками. Дело в том, что до наших дней не сохранилось никаких исторических документов, проливающих свет на появление в Казани столь необычного архитектурного памятника. Все они хранились когда-то в Москве и являлись достоянием так называемого Приказа Казанского дворца. Но в 1701 году столицу охватил страшный пожар, в огне которого погибли документы, связанные с управлением Казанью. Что же касается татарских архивов, относящихся к периоду возможной постройки башни Сююмбике, то все они были уничтожены во время штурма города войсками Ивана Грозного в 1552 году.

В связи с этим вопрос о том, когда, кем и при каких обстоятельствах была построена башня, остается без ответа. Вызывает споры даже приблизительная ее датировка. В ходе дискуссий, продолжающихся уже много лет, часто называют XVII и XVIII века, но ряд исследователей полагает, что это могло произойти еще до 1552 года, то есть в период Казанского ханства.

Хан, переживший изгнание

Начав статью с легенд о башне Сююмбике, являющихся порождением народной фантазии, уместно привести и несколько гипотез, принадлежащих ученым мужам. Автором одной из них - наиболее популярной сегодня - является профессор Н. П. Загоскин, еще до революции преподававший в Казанском императорском университете. Согласно его версии, постройка башни связана с именами двух исторических лиц - татарского хана Мохаммеда-Амина и Великого князя Московского Ивана III.

Дело в том, что во второй половине XV века Казанское ханство было охвачено кровавой войной между претендентами на ханский престол. Один из них, еще молодой по тем временам Мохаммед-Амин, спасая свою жизнь, воспользовался убежищем, предоставленным ему в Москве Иваном III. Так уж получилось, что молодой человек пришелся по сердцу великому князю, и в 1487 году тот помог ему захватить власть.

Казанское детище итальянского архитектора

Помня княжеское благодеяние, хан решил, построив мечеть, увековечить в камне мирный союз, заключенный при его правлении между Казанью и Москвой. С этой целью Мохаммед-Амин вновь обратился к своему благодетелю с просьбой прислать в его распоряжение итальянского архитектора жившего в Москве и известного ему по строительству Кремля, производившемуся во время его пребывания в столице.

Таким образом, автором проекта башни Сююмбике мог оказаться знаменитый итальянский зодчий, украсивший своими работами многие европейские города, или кто-то из его учеников. Эта гипотеза находит подтверждение в том, что ее архитектурный облик во многом схож с другими творениями мастера, и если она верна, то возведение башни следует отнести к концу XV века. При этом верхняя часть сооружения перестроена в XVIII веке, в связи с тем, что прежнюю мечеть, возведенную ханом Мохаммед-Амином и носившую название Нур-Али, превратили в православный храм.

Гипотеза о русских корнях казанской башни

Однако эту точку зрения оспаривают те, кто полагает, что история башни Сююмбике (Казань) началась на полтора столетия позже. В их пользу говорят данные, полученные в результате археологических раскопок, проводившихся в период 1941-1978 гг. Изучив культурные слои грунта, в которые углубился ее фундамент, и обнаруженные при этом артефакты, исследователи датируют сооружение башни уже русским периодом и относят его к 1640-1650 гг.

«Любимая владычица»

Как же быть в таком случае с ханской вдовой, чье имя носит башня, ведь в обоих случаях получается, что она не только не прыгала с нее, но даже и к строительству не имела никакого отношения? На этот вопрос дали ответ лингвисты. Как оказалось, Сююмбике - вовсе не имя собственное, а существительное, первая часть которого - «сююм» - в переводе со старотатарского означает «любимая», а вторая - «бике» - переводится как «владычица».

Иными словами, получается, что башню, воздвигнутую в самом сердце Казанского ханства, народ назвал «Любимой владычицей». Не исключено, что на основании легенды о том, как ханская вдова предпочла смерть браку с православным царем, в народном сознании ее образ идеализировался и принял черты некой национальной героини. Далее фантазия приписала ей неземную красоту и государственную мудрость. Вот и готова «Любимая владычица» - Сююмбике. Однако не исключены и другие варианты. Возможно, в разные эпохи под этим именем подразумевались иные ханские жены. Высказывается даже предположение, что реальные женщины тут вообще ни при чем, и ее название является лишь красивой поэтической метафорой.

Двадцать падающих башен

Что же касается отличительной черты башни - наклона, в результате которого при общей высоте постройки 58 м ее шпиль сместился от осевой линии на 1,98 м, то причина кроется в ошибке архитектурного проекта, выполненного без учета особенностей местного грунта. Во всем мире «падающие башни», а их в настоящее время около двух десятков, являются порождением почвенной эрозии, сыгравшей свою пагубную роль и в данном случае.

Единственной всемирно известной среди них стала лишь одна, являющаяся частью архитектурного ансамбля собора итальянского города Пизы. Остальные же ее сестры, за редким исключением, пребывают в безызвестности. Многие ли, например, могут ответить на вопрос о том, в каком городе находится башня Сююмбике или, скажем, Большая Лаврская колокольня (Киев)? Тем не менее все эти постройки являются уникальными памятниками архитектуры, и на основании современных технологий ведется работа по их консервации и предохранению их от возможного разрушения.

История строительства башни Сююмбике: XVI или XVIII век?

В 1701 году в Москве разбушевался пожар, последствия которого затронули и башню Сююмбике. В огне сгинул практически весь архив Приказа Казанского дворца, в котором хранились документы, описывающие процесс постройки кремлевской сторожевой вышки. Именно из-за этого несчастного случая современные исследователи до сих пор не в состоянии определить точную дату постройки башни Сююмбике. Например, известный в свое время краевед Н. П. Загоскин утверждал, что сооружение возводилось во времена Казанского ханства, по приказу правителя Мухаммеда-Амина. Юные годы прогрессивный правитель провел в Москве, где свел дружбу с русским царем, чтобы обезопасить себя от покушений других казанских престолонаследников. Историки считают, что именно в этот период будущий хан стал свидетелем строительства Боровицкой башни в Московском Кремле.

Предполагается, что после восхождения на казанский трон Мухаммед-Амин пожелал обзавестись улучшенной копией московской стрельницы, а для реализации своего грандиозного плана пригласил ко двору престарелого итальянского зодчего А. Фиораванти. Главным аргументом, говорящим в пользу выдвинутой гипотезы, являются кирпичи, из которых сложен архитектурный памятник. Их размеры полностью соответствуют стандарту, введенному итальянским гением (до этого на Руси использовалась иная форма кирпичей). Впрочем, современные историки сочли приведенный факт неубедительным, поскольку на рисунках, изображающих Казанский кремль в эпоху ханского правления, башня Сююмбике не фигурирует.

После многолетних археологических раскопок в стенах Сююмбике, исследователи пришли к выводу, что сооружение возводилось не ранее конца XVII века. На это недвусмысленно намекает архитектура башни в стиле так называемого «московского барокко». Кроме того, верхняя часть постройки отчетливо копирует шатры башен Волоколамского монастыря и Беклемишевской башни в Московском Кремле.

Происхождение названия

Первое упоминание о башне Сююмбике появилось в 1832 году. Поэтичное название промелькнуло в одном из литературных очерков казанского журнала «Заволжский муравей». Сююмбике – правительница Казанского ханства, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Едигея. До сих пор сооружение именовалось просто башней «со шпицом», «комендантской» и даже «татарской» башней. Жители Казани переиначили название на свой лад, окрестив строение Хан-Мэчете (с татарского – Ханская мечеть).

Архитектура башни Сююмбике

Башня Сююмбике расположена на территории Казанского кремля, но при этом удалена от крепостных стен. Объясняется такое местоположение просто: изначально сооружение служило дозорной вышкой.


В стенах Сююмбике оборудован широкий проезд, через который в крепость могли проезжать телеги горожан и военные повозки. Держит постройку двухметровый фундамент, укрепленный на дубовых сваях. Сама башня состоит из 7 ярусов. Первые три имеют форму правильных кубов различной площади. По периметру каждого яруса оборудованы специальные галереи (гульбища). Еще одна архитектурная особенность башни Сююмбике – коринфские колонны, располагающиеся на уровне первого яруса, и так называемые лопатки (валики), украшающие ярусные грани.

Следующие два «этажа» башни представляют собой кирпичные восьмигранники или восьмерики, на которых располагаются шатер и дозорная вышка. Венчает конструкцию изящный шпиль с золоченым шаром, на котором закреплен полумесяц – символ исламской религии. Изначально навершием Сююмбике служил двуглавый орел, однако в 1918 году, по просьбе мусульманской части населения Казани, царскую эмблему убрали, заменив ее религиозным знаком. Сегодня высота самой узнаваемой башни Казанского кремля составляет 58 метров.

В XIX столетии по городу поползли странные слухи о том, что в металлическом шаре на шпиле Сююмбике спрятаны древние татарские рукописи. Подтвердить или опровергнуть местные байки можно было только одним способом – обследованием внутреннего пространства сферы, что и было проделано. Никаких исторических документов внутри найдено не было, зато на поверхности шара обнаружились дыры, послужившие основой для новых слухов. Якобы ценные манускрипты просто провалились сквозь отверстия и были подобраны кем-то из жителей Казани.

В начале XX века обнаружилось, что шпиль башни Сююмбике существенно отклонился от ее основания. Кроме того, кирпичная кладка в нижней части сооружения начала разъезжаться, угрожая полностью завалить проезд. Чтобы уберечь неофициальный символ города, пришлось «сжать» его на уровне первого яруса металлическим обручем. Железное кольцо ухудшило внешний вид старинного здания, но на некоторое время остановило его разрушение. Несколько десятилетий назад обруч лопнул, но так и не был демонтирован.

Легенды башни Сююмбике: ода вечной любви и царица-самоубийца

Выдающиеся архитектурные характеристики – это, безусловно, замечательно, но совершенно неинтересно для среднестатистического туриста, поэтому самый беспроигрышный способ привлечь внимание к памятнику древности – приписать ему какую-нибудь увлекательную историю, желательно с трагическим финалом. Что до башни Сююмбике, то сооружение является идеальным примером того, насколько органично мифы могут вплетаться в реальные исторические факты, рождая на свет такие обожаемые путешественниками легенды.

Своим названием сооружение обязано дочери ногайского бия Юсуфа, правительнице Казанского ханства, Сююмбике. Собственно, это единственный достоверный факт, который и лег в основу мифов, связанных со строительством башни. Например, одна из таких историй утверждает, что постройка стала своеобразным памятником первому супругу татарской наследницы, Сафа-Гирею. Безутешная вдова таким образом выражала свою любовь к безвременно почившему мужу. Что интересно, на самом деле этот брак был неудачным и в действительности Сююмбике своего суженого терпеть не могла.

Вторая история связана с именем знаменитого царя-тирана Ивана Грозного. Якобы после взятия Казани русский самодержец прельстился красотой местной правительницы и даже вознамерился взять ее в жены. Сююмбике такая перспектива не понравилась, и она решила отсрочить женитьбу, предложив сначала Ивану Грозному построить для нее башню. Темпераментный царь выполнил просьбу, и уже через неделю под окнами прекрасной татарки красовалась сторожевая вышка. Вот только удовлетворить свою страсть самодержцу так и не удалось: гордая пленница забралась на верхний ярус башни и спрыгнула вниз. Кстати, эту красивую легенду принято рассказывать посетителям башни, не обращая внимания на то, что на самом деле никакого суицида и в помине не было. После взятия Казани Сююимбике была выдана замуж (в третий раз) и спокойно встретила старость в г. Касимове, где потом и была похоронена. А вот строительство башни, как показали современные исследования, и впрямь велось в большой спешке, что в дальнейшем сыграло главную роль в ее «падении». Несмотря на укрепленный впоследствии фундамент и попытки зафиксировать конструкцию в устойчивом положении, дальнейшего крена сооружения избежать так и не удалось.

Башня Сююмбике: экскурсия по внутренним помещениям


Главный вход в башню Сююмбике перекрывают ажурные кованые ворота «День и Ночь». Черное кружево металлической решетки украшают золотые изображения месяца и солнца, над которыми в виде импровизированного нимба расположились 12 знаков зодиака.

В нижнем ярусе постройки прячется небольшой проход, идущий во внутренние помещения башни. Видавшая виды каменная лестница ведет посетителей в верхние «этажи» Сююмбике. Сегодня на втором и третьем ярусах располагаются небольшие отдельные залы, хотя изначально никаких перегородок, разделяющих башню на этажи не было.

В главном зале третьего яруса находится деревянная лестница, соединяющая помещение с террасой первого восьмерика (четвертый ярус башни). Если во время прогулки подойти к лестнице с внутренней стороны, то можно увидеть многочисленные «автографы», оставленные на деревянных ступенях посетителями башни Сююмбике. Самые старые из них помечены еще началом XX века, но есть и более современные варианты.

Пятый и шестой ярусы Сююмбике представляют собой все те же восьмиугольные комнаты с окошками, а вот на 7-м притаилось самое крошечное помещение (буквально 3 шага в длину). Впрочем, попасть сюда, как и в остальные залы башни, обычному туристу не удастся. Обычно все, что предлагает стандартная экскурсия к башне Сююмбике, – это прогулка по территории кремля и осмотр архитектурных особенностей сооружения.


Башня Сююмбике в Казани
  • Во время Великой Отечественной войны казанскими архитекторами были произведены замеры и составлены подробные планы башни Сююмбике. Собранные документы должны были помочь при восстановлении уникального памятника архитектуры, в том случае, если бы сооружение было уничтожено при бомбежке.
  • Высота башни Сююмбике на целых два метра выше ее знаменитой «падающей» родственницы – Пизанской башни.
  • По ночам на стенах здания включается электрическая подсветка, превращая сооружение в картинку из волшебной сказки.
  • Поговаривают, что вход в Сююмбике закрыли после того, как одна из посетительниц спрыгнула вниз с одного из ее ярусов.
  • Уникальный памятник древнего зодчества можно увидеть в приключенческом фильме 2013 года «Сокровища озера Кабан». Однако в большинстве эпизодов зритель видит не саму башню Сююмбике, а ее макет, построенный специально для съемок.
  • Местные жители уверяют, что, если прикоснуться к стенам башни с закрытыми глазами и загадать желание, то оно непременно исполнится.
  • Несмотря на принятые меры, полностью остановить наклон башни Сююмбике так и не удалось. Причиной тому – постепенное оседание грунта на кремлевском холме, так что не исключено, что со временем сооружение в прямом смысле упадет.

Как добраться

Есть три оптимальных способа добраться до башни Сююмбике – одной из главных архитектурных достопримечательностей Казани. Например, можно сесть на метро и сойти на станции «Кремлевская». Те, кто не хочет лишать себя удовольствия полюбоваться видами столицы Татарстана, могут выбрать троллейбус (7-й маршрут) и доехать на нем до остановки «Центральный стадион». Тот же путь можно проделать на автобусе (маршруты №1, 15, 35, 47, 75).