500 счет в бюджетном учреждении как вести. Принятые бюджетные обязательства - бухгалтерские проводки. Изменения в План счетов

Проводки по бухучету фиксируют каждую хозяйственную операцию предприятия. Делать их нужно корректно, иначе вы исказите свою бухотчетность. Недостоверная отчетность может повлечь штраф. А еще неверные данные о финансовом положении могут разладить отношения фирмы с инвесторами или привести к отказу в займе или кредите. Возможны и иные неблагоприятные последствия. Чтобы этого не случилось, читайте нашу статью. В ней мы рассмотрим таблицу с типичными проводами, а также алгоритм составления бухзаписей на примерах.

Что такое счет

Каждая коммерческая компания создается с целью получения прибыли. При этом она ежедневно совершает различные сделки, запутаться в учете которых, не имея четко организованной учетной структуры, очень просто. К тому же согласно ст. 2 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ все юрлица обязаны вести бухгалтерский учет.

Он организуется путем непрерывного документирования каждой хозяйственной операции и несет в себе несколько функций:

  • информационную;
  • контрольную;
  • обратной связи;
  • аналитическую.

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, узнайте .

Бухгалтерский учет дает информацию о финансовом и экономическом положении дел как внутренним (менеджерам, руководству, учредителям и т. д.), так и внешним пользователям (контролирующим, фискальным и прочим госорганам).

Одним из методов ведения бухгалтерского учета является двойная запись с использованием счетов, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (для коммерческих структур).

Ознакомиться с планом счетов можно в статье «План счетов бухгалтерского учета на 2018 год (скачать)» .

Двойная запись — это бухгалтерская проводка, отражающая хозяйственную операцию с использованием 2 корреспондирующих счетов. Каждый счет имеет определенный номер, структуру и характеристику. При этом на обоих счетах фиксируется одинаковая сумма.

Пример 1

Рассмотрим операцию «Наличные в размере 20 000 руб. сданы из кассы в банк».

Исходя из ее экономического смысла, выбираем соответствующие корреспондирующие счета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».

Денежные средства отправляются с кредита счета 50 в дебет счета 51. Данная операция фиксируется расходным кассовым ордером, банковской выпиской, корешком объявления на взнос наличных и записью: Дт 51 Кт 50 — на сумму 20 000 руб.

Это значит, что в банке, обслуживающем предприятие, остаток средств увеличился, а в кассе уменьшился на одну и ту же сумму (20 000 руб.).

Чтобы корректно использовать счета, необходимо не только правильно их выбирать, но и знать, какого они вида.

Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными.

Активные счета отражают активы (имущество, долги и т. д.) предприятия и имеют только дебетовый (положительный) остаток. Увеличение активов записывается в дебет соответствующего счета, списание — в кредит.

Основные активные счета представлены в таблице:

Пассивные счета указывают на источники имущества компании и имеют только кредитовый остаток. К ним, в частности, относятся:

К активно-пассивным счетам относятся счета, имеющие как дебетовый, так и кредитовый остаток. Например, если счет 60 «Расчеты с поставщиками» имеет кредитовое сальдо, значит, предприятие должно контрагенту за поставленные МПЗ или услуги. Если мы оплатили поставщику аванс, значит, уже контрагент должен нашей компании. Данная операция имеет дебетовое сальдо.

Счета также имеют аналитику по субсчетам. Например, для счета 10 это будут счета 10.1 «Сырье и материалы», 10.2 «Покупные полуфабрикаты», 10.3 «Топливо» и т. д.

Таблица проводок по хозяйственным операциям в бухгалтерском учете

Проводок существует великое множество. При этом хозяйственная операция может отражаться 1 проводкой (простые проводки) или несколькими (сложные).

Например, поступили товары с НДС на сумму 50 000 руб. Данный факт необходимо отразить 2 записями:

  • поступили ТМЦ на склад: Дт 41 Кт 60 — 42 372,88 руб.;
  • выделен входящий НДС: Дт 19 Кт 60 — 7 627,12 руб.

Типовые бухгалтерские проводки по учету НДС ищите .

Рассмотрим основные проводки в бухучете.

Учет ОС и НМА:

Подробнее о бухгалтерском учете ОС читайте в статье «Учет основных средств - бухгалтерские проводки» .

Учет МПЗ:

Детальные проводки по учету материалов см. в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов» .

Учет затрат:

Операция

Начислена амортизация

20 (23, 25, 26, 44)

Материалы поступили в производство

Распределены на основную продукцию общехозяйственные и общепроизводственные расходы (на счетах 25 и 26 затраты собираются в целом, а по итогам месяца распределяются между произведенной продукцией)

Собственные полуфабрикаты поступили в производство

Работы (услуги), выполненные сторонними компаниями

20 (23, 25, 26, 44)

Начислены налоги и взносы

20 (23, 25, 26, 44)

Начислена заработная плата сотрудникам

20 (23, 25, 26, 44)

Выпущена произведенная продукция

Торговые расходы списаны в себестоимость

Примеры проводок по учету затрат можно найти в статье «Проводки Дт 20 Кт 23, 10 (нюансы)» .

Учет товаров и готовой продукции:

Алгоритм учета товаров отражен в статье «Проводки Дт 41 и Кт 41, 60 (нюансы)» .

С более подробной информацией можно ознакомиться в рубрике «Банк, касса» .

Учет расчетов:

Операция

Поступление ТМЦ

Поступление услуг

20 (23, 25, 26, 44)

Оплата поставщику

Поступление ДС от покупателя (или дебитора)

Реализация покупателю

Начислены налоги (взносы)

20 (25, 26, 44, 90, 91, 99)

Начислена заработная плата

20 (23, 25, 26, 44)

Оплачены налоги (взносы)

Выплачена зарплата

Получен кредит (заем)

Погашение кредита (процентов)

Начислены проценты по кредиту

Выданы деньги под авансовый отчет

Отражен авансовый отчет

07 (08, 10, 20, 25, 26, 41, 44)

Выдан заем сотруднику

Недостача отнесена на виновное лицо

Возврат займа сотрудником

Возмещение недостачи товарами

Начислен УК

Выплата дивидендов

Внесен УК

08 (10, 11, 41, 50, 51)

Порядок учета взаиморасчетов с поставщиками и покупателями ищите в статьях:

  • «Счет 60 в бухгалтерском учете (нюансы)» ;
  • «Как в учете отражаются расчеты с дебиторами и кредиторами?» .

Учет капитала:

Операция

Начислен УК

Покупка акций

Пополнение резервного капитала

Покрытие убытков за счет резервного капитала

Увеличение стоимости акций

Уменьшение стоимости ОС по факту переоценки

Распределение добавочного капитала между собственниками

Целевое финансирование

Основные проводки по учету капитала см. в статье «Порядок учета собственного капитала организации (нюансы)» .

Финансовые результаты:

Операция

Себестоимость реализованных МПЗ

Реализация

Начислен НДС с реализации

Списаны расходы

Положительный финансовый результат продаж

Отрицательный результат продаж (убыток)

Списание материалов, переданных безвозмездно

Услуги банка

Списание недостачи

Выявлены излишки МПЗ

01 (10, 21, 41, 43)

Реализация ОС

Начислены проценты (госпошлина, судебные расходы) к получению по решению суда

Выявлена недостача МПЗ и ДС

10 (11, 21, 41, 43, 50)

Сумма недостачи отнесена на виновных лиц

Начисление резерва предстоящих расходов

20 (23, 25, 26, 44, 91)

Отнесение затрат на будущие периоды

10 (21, 41, 43, 60, 76)

Затраты будущих периодов списаны в текущие расходы

20 (23, 25, 26, 44)

Начислены доходы будущих периодов от лизинговой деятельности

Поступление денег в качестве доходов будущих периодов

Потери вследствие чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС)

07 (08, 10, 11, 20, 21, 41, 43)

Начислен налог на прибыль

Определение финансовых результатов

Выявлены непокрытые убытки

Полученная прибыль отнесена к распределению

О проводках по учету нераспределенной прибыли на счете 84 мы рассказали .

Примеры бухгалтерских проводок для анализа изменений в балансе под влиянием хозопераций

Рассмотрим примеры основных проводок в бухгалтерском учете на примере ООО «Альянс».

Пример 2

В июне Гордиенко А. В. решил создать компанию по производству мебели на заказ. У него были собственные сбережения в размере 100 000 руб. и станок стоимостью 55 000 руб. Данное имущество было внесено им в качестве взноса в уставный капитал.

Самой первой проводкой в любой компании является отражение уставного капитала. Выбираем корреспондирующие счета:

  • 75 «Расчеты с учредителями»;
  • 80 «Уставный капитал».

Согласно учредительным документам Гордиенко А. В. должен внести в ООО «Альянс» 155 000 руб. Фиксируем данный факт записью: Дт 75 Кт 80 — 155 000 руб.

Из них 100 000 руб. были внесены на расчетный счет в банке. Расчетные счета — это счет 51. Отправляем денежные средства от Гордиенко А. В. на р/сч компании проводкой: Дт 51 Кт 75 — 100 000 руб.

Согласно подп. 5 п. 1 ПБУ 6/01 имущество стоимостью не более 40 000 руб. может учитываться в составе МПЗ (материально-производственных запасов). Если актив оценен по большей стоимости, он относится к амортизируемому имуществу. Таким образом, мы фиксируем поступление ОС в качестве взноса в УК записью: Дт 08 Кт 75 — 55 000 руб.

Как учитывать ОС стоимостью менее 100 000 рублей, узнайте .

Вводим объект ОС в эксплуатацию проводкой: Дт 01 Кт 08 — 55 000 руб.

По итогам месяца необходимо будет рассчитать амортизацию согласно прописанному в учетной политике способу. Поскольку станок задействован непосредственно в производстве, для учета затрат по амортизации выбираем счет 20.

Согласно учетной политике компания использует линейный метод расчета амортизации. Срок полезного использования станка — 60 месяцев (55 000 руб. делим на 60 месяцев и получаем 900 руб. амортизации в месяц).

С примерами расчета амортизации методом ФИФО и ЛИФО ознакомьтесь в статье «Пример расчета по методам ФИФО и ЛИФО в бухгалтерском учете» .

Данный факт отражается записью: Дт 20 Кт 02 — 900 руб.

Денежные средства в размере 70 000 руб. были направлены на закупку материалов.

Составляем проводки:

  • Дт 60 Кт 51 — 70 000 руб. (материалы оплачены поставщику, первичный документ — выписка банка);
  • Дт 10 Кт 60 — 59 300 руб. (поступили материалы, первичка — ТОРГ-12, счет-фактура);
  • Дт 19 Кт 60 — 10 700 руб. (учтен входящий НДС).

Входной НДС компания предъявила к вычету, отразив его в книге покупок и зафиксировав проводкой: Дт 68 (субсчет НДС) Кт 19 — 10 700 руб.

За месяц фирмой было изготовлено 2 заказа:

  • шкаф себестоимостью 25 000 руб. (в т. ч. материалы на 15 000 руб. и ФОТ 10 000 руб., включая взносы);
  • кухонный комплект себестоимостью 45 000 руб. (в т. ч. материалы на 35 000 руб. и ФОТ 10 000 руб., в т. ч. взносы).

Таким образом, материалы в сумме 50 000 руб. (15 000 + 35 000) были списаны в производство.

Сумма, руб.

Документ

Материалы переданы на производство шкафа

Требование-накладная

Материалы переданы на производство кухонного комплекта

Начислена зарплата

Расчетная ведомость

Начислены взносы с ФОТ

Готовый шкаф передан на склад

Отчет производства

Готовый кухонный комплект передан на склад

Шкаф был продан за 42 000 руб., а кухонный гарнитур — за 70 000 руб. За шкаф поступила оплата в размере 20 000 руб. Остаток в 22 000 руб. покупатель согласно договору перечислит до 10 июля. Оплата за кухню поступила в полном объеме.

Сумма, руб.

Документ

Поступила оплата за шкаф

Банковская выписка

Продан шкаф

ТОРГ-12, счет-фактура

Списана себестоимость шкафа

Начислен НДС

Поступила оплата за кухню

Выписка

Продана кухня

ТОРГ-12, счет-фактура

Начислен НДС

Списана себестоимость кухни

Из них выплачен аванс сотрудникам в сумме 12 000 руб.: Дт 70 Кт 50 — 12 000 руб.

В ООО «Альянс» работает бухгалтер. 30 июня ему была начислена зарплата в размере 5 000 руб., а взносы с ФОТ составили 1 500 руб.:

  • Дт 26 Кт 70 — 5 000 руб.;
  • Дт 26 Кт 69 — 1 500 руб.

В тот же день были перечислены взносы с зарплаты всех сотрудников: Дт 69 Кт 51 — 6 100 руб. (4 600 + 1 500).

Поскольку работодатель является налоговым агентом, он обязан удерживать и перечислять с доходов работников НДФЛ. Для резидентов это 13%. То есть за июнь ООО «Альянс» необходимо перечислить в бюджет 2 600 руб. (20 400 × 13%).

Данные операции фиксируются проводками:

  • Дт 70 Кт 68 (субсчет НДФЛ) — начислен налог;
  • Дт 68 Кт 51 — перечисление налога.

В последний день месяца необходимо закрыть затратные счета для выявления финансовых результатов. В течение месяца все общепроизводственные и общехозяйственные расходы собираются в Дт счета 25 (26).

По итогам месяца сальдо распределяется между произведенной продукцией и фиксируется записью: Дт 20 Кт 26 — 6 500 руб.

Сальдо счета 20 закрывается в дебет счета 90 в случае отсутствия незавершенного производства: Дт 90.2 Кт 20 — 7 400 руб.

Чтобы составить сводную ОСВ, а затем подготовиться к сдаче баланса, рассмотрим обороты по каждому задействованному счету.

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Внесен УК в виде объекта ОС

ОС введен в эксплуатацию

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Поступили материалы

Материалы списаны на производство шкафа

Материалы списаны на производство кухни

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Входной НДС поступил от поставщика

НДС предъявлен к вычету

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Начислена амортизация

Стоимость материалов для производства шкафа

Стоимость материалов для изготовления кухни

Заработная плата сборщиков

Взносы с ФОТ

Выпущен готовый шкаф

Произведена готовая кухня

Закрытие счета 26

Закрытие месяца (Дт 90.2 Кт 20)

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Начислена зарплата бухгалтеру

Сумма зарплаты распределена в основное производство

Взносы с зарплаты бухгалтера

Сумма взносов распределена в основное производство

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Шкаф

Кухня

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Получены ДС из банка

Выплата зарплаты

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Взнос в УК

Оплата поставщику за материалы

Поступление от покупателя аванса за шкаф

Поступление ДС от покупателя за кухню

Переданы ДС в кассу

Перечислены взносы с ФОТ

Оплата НДС

Оплата НДФЛ

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Оплата материалов

Поступление материалов

Учтен входящий НДС

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Поступили ДС за шкаф

Реализация шкафа

Поступили ДС за кухню

Реализация кухни

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

НДФЛ

Удержан НДФЛ

Оплачен НДФЛ

Начислен НДС

Зачислен входной НДС

НДС оплачен

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Взносы с ФОТ сборщиков

Взносы с ФОТ бухгалтера

Оплата

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Зарплата сборщика

Зарплата бухгалтера

Выплата зарплаты

НДФЛ

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Начислен УК

Внесены ДС в банк

Внесен станок в качестве взноса в УК

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Реализация шкафа

Начислен НДС

Себестоимость шкафа

Реализация кухни

Начислен НДС

Себестоимость кухни

Закрытие счета 20

Закрытие месяца

Оборот

Таким образом, в июне ООО «Альянс» заработало 17 500 руб.

Сводная ОСВ за июнь ООО «Альянс»

Счет

Название счета

Обороты

Сальдо кон

Основные средства

Амортизация ОС

Вложения во внеоборотные активы

Материалы

НДС по приобретенным ценностям

Основное производство

Общехозяйственные расходы

Готовая продукция

Касса

Расчетные счета

Расчеты с поставщиками

Расчеты с покупателями

Расчеты по налогам и сборам

Расчеты по соцстрахованию

Расчеты с персоналом по оплате труда

Расчеты с учредителями

Уставный капитал

Продажи

Выручка

Себестоимость продаж

Прибыль/убыток от продаж

Прибыли и убытки

Оборот

1 028 300

1 028 300

Статья «Бухгалтерский учет и анализ финансовых результатов» поможет более детально разобрать результаты работы компании и определить влияние хозяйственных операций на бухгалтерский баланс.

Можно ли составить проводки онлайн

Некоторые интернет-ресурсы предоставляют услуги по бесплатному автоматическому составлению проводок. Однако стоит понимать: в связи с тем, что хозяйственные операции имеют массу экономических тонкостей, такие проводки не всегда будут корректны. Каждый бухгалтер должен знать план счетов и уметь составлять соответствующие проводки самостоятельно.

Итоги

Основное предназначение бухгалтерского учета — информирование всех заинтересованных пользователей о положении дел в компании. С целью формирования достоверной и полной информации используется сплошной учет операций методом двойной записи.

Чтобы зафиксировать хозяйственную операцию, необходимо выбрать действующие счета из рабочего плана счетов, утвержденного в учетной политике компании. Возможные корреспонденции счетов также приведены в приказе № 94н.

Какой порядок перечисления заработной платы на пластиковые карты сотрудников рекомендован Минфином в Письме от 08.07.2015 № 02-07-07/39464? Какие разъяснения по формированию резерва предстоящих расходов на оплату отпусков приведены в Письме Минфина РФ от 20.05.2015 № 02-07-07/28998?

В статье приведены последние разъяснения Минфина по отражению в учете операций, связанных с перечислением заработной платы на банковские карты сотрудников, а также рассмотрен порядок формирования резервов предстоящих расходов на оплату отпусков.

Перечисление заработной платы на пластиковые карты сотрудников.

В Письме от 08.07.2015 № 02-07-07/39464 Минфин ответил на вопрос, касающийся отражения в учете операций по перечислению заработной платы сотрудникам учреждений на их банковские счета, в том числе на счета, к которым привязаны банковские карты.

В частности, чиновники финансового ведомства заметили, что в соответствии со ст. 136 ТК РФ , как правило, выплачивается работнику в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным или трудовым договором.

В настоящее время инструкции по бухгалтерскому учету (в частности, Инструкция № 162н) не содержат прямых указаний по отражению в учете операций по перечислению заработной платы работникам (сотрудникам) учреждения на банковские счета, к которым привязаны их банковские карты.

Вместе с тем согласно п. 2 Инструкции № 162н при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета органы, осуществляющие кассовое обслуживание, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов. Аналогичные положения содержатся в п. 4 Инструкции № 174н и п. 5 Инструкции № 183н.

Далее необходимо отметить, что в силу приведенных выше положений учреждения, утверждая корреспонденцию счетов по отражению операций по перечислению заработной платы на пластиковые карты работников, использовали транзитный счет 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда». Бухгалтерские записи по отражению в учете данной операции были следующими:

Минфин, приведя разъяснения по данному вопросу в Письме № 02 07 07/39464, обратил внимание, что в силу п. 273 Инструкции № 157н счет 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» предназначен для учета расчетов по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия, стипендий или иных периодических платежей. При этом удержания производятся на основании соответствующих документов: письменных заявлений сотрудников или исполнительных листов.

В случае если в соответствии с коллективным или трудовым договором в учреждении предусмотрено перечисление заработной платы работникам учреждения на банковские счета, в том числе на счета, к которым привязаны банковские карты работников, указанные операции следует отражать бухгалтерскими записями без использования данного счета.

В Письме Минфина РФ № 02 07 07/39464 приведена следующая корреспонденция счетов:

Чиновники финансового ведомства отметили, что указанный порядок отражения в бухгалтерском учете перечисления заработной платы сотрудников учреждения на счета работников в банке, в том числе на банковские карты, необходимо отразить в учетной политике учреждения.

Пример 1.

В казенном образовательном учреждении выплата заработной платы осуществляется путем перечисления денежных средств на банковские карты сотрудников. В августе 2015 года сотрудникам была начислена заработная плата в сумме 250 000 руб. Размер удержанного НДФЛ составил 32 500 руб., сумма страховых взносов – 75 500 руб. (цифры условные).

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 162н были сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена заработная плата сотрудникам учреждения
Удержан НДФЛ с заработной платы
Начислены во внебюджетные фонды*
Перечислена сумма страховых взносов во внебюджетные фонды
Перечислен НДФЛ в бюджет
Перечислена заработная плата на банковские карты работников ** (250 000 - 32 500) руб.

* Размер тарифов страховых взносов при их расчете зависит от того, превышает ли сумма произведенных работнику выплат и иных вознаграждений (нарастающим итогом с начала календарного года) предельную величину базы для начисления страховых взносов.

В 2015 году она составляет: в ПФР – 711 000 руб., в ФСС – 670 000 руб. Предположим, что доходы работников не превысили размеры такой базы, поэтому учреждение применяет следующие общеустановленные тарифы страховых взносов: в ПФР – 22%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 5,1%. Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет 0,2%. Общий размер тарифа – 30,2%.

** В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается учреждением не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договорами. В таблице проводок для сокращения числа записей начисление и выплата заработной платы показаны упрощенно, общей суммой за месяц.

Формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

Разъяснения по формированию резерва предстоящих расходов на оплату отпусков приведены Минфином в Письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998. В частности, чиновники обратили внимание:

  • на детализацию резервов предстоящих расходов (пример детализации плана счетов приведен в приложении 1 к настоящему письму);
  • на корреспонденцию счетов по формированию и расходованию резервов предстоящих расходов (пример отражения в бухгалтерском учете операций по формированию и использованию резервов, в частности на оплату отпусков за фактически отработанное время, при-веден в приложении 2 к данному письму);
  • на порядок и методы формирования оценочного значения по резервам предстоящих расходов (пример определения оценочного значения по отложенным обязательствам по оплате накапливаемых отпусков (создаваемому резерву расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время) приведен в приложении 3 к этому письму).

Детализация резервов предстоящих расходов.

В соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н для отражения резервов предстоящих расходов введен одноименный счет 401 60 000. Минфин в Письме № 02-07-07/28998 предлагает ввести к данному счету детализацию по видам резервов. Например, формирова-ние резерва расходов на оплату отпусков осуществляется на счете 401 61 210, формирование резерва расходов на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы, – на счете 401 62 200 и т. д. Данную детализацию следует утвердить в учетной политике учреждения.

Корреспонденция счетов по резервам предстоящих расходов.

Как уже было отмечено, все операции, связанные с резервами предстоящих расходов, осуществляются с использованием счета 401 60 000. В Письме № 02-07-07/28998 финансисты привели бухгалтерские записи по отражению в учете операций по формированию и использованию резервов расходов, связанных с выплатой отпускных. Поскольку в настоящее время данная корреспонденция счетов не содержится в инструкциях по бухгалтерскому учету для государственных (муниципальных) учреждений, ее рекомендовано согласовать с главным распорядителем (учредителем) учреждения и до внесения изменений в действующие инструкции утвердить в отдельном приложении к учетной политике.

Содержание операции
Сформирована сумма резерва расходов на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время)
Сформирована сумма резерва расходов на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов)
Отражены в учете расходные обязательства по формированию резервов расходов на оплату отпусков по выплатам сотрудникам
Отражены в учете расходные обязательства по формированию резервов расходов на оплату отпусков по страховым взносам
Начислена сумма отпускных, компенсаций за счет резерва
Начислены страховые взносы на суммы отпускных за счет резерва

Отражены в учете расходные обязательства по выплатам начисленных отпускных, производимым за счет ранее созданного резерва.

Одновременно произведено уменьшение ранее отраженных обязательств методом «красное сторно»

1 501 13 211
0 506 10 211
1 501 13 213
0 506 10 213

1 502 11 211
0 502 11 211
1 502 11 213
0 502 11 213

Порядок и методы формирования оценочного значения.

В соответствии с рекомендациями Минфина, приведенными в Письме № 02-07-07/28998, оценочное обязательство в виде резерва расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года). При этом учитываются данные о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату, предоставленные кадровой службой.

Резерв расходов рассчитывается ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) как сумма:

  • оплаты отпусков работников за фактически отработанное ими время на дату расчета;
  • страховых взносов во внебюджетные фонды (в ПФР, ФСС, ФФОМС).

Вариант 1. Расчет резерва расходов на оплату отпусков производится персонифициро-ванно по каждому сотруднику:

Резерв расходов на оплату отпусков = К x ЗП, где:

К – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы по дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗП – среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего за-работка для оплаты отпусков на дату расчета резерва.

Вариант 2. Расчет резерва расходов на оплату отпусков осуществляется исходя из сред-ней заработной платы, определяемой в целом по учреждению:

Резерв расходов на оплату отпусков = К x ЗПср, где:

К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы по дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗПср – средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом.

Вариант 3. Расчет резерва расходов на оплату отпусков производится исходя из средней заработной платы, определяемой по отдельным категориям сотрудников (группам персона-ла):

Резерв расходов на оплату отпусков = К1 x ЗПср1 + К2 x ЗПср2 + К3 x ЗПср3, где:

К1, К2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работни-ков (группы персонала);

ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 – средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории ра-ботников (группе персонала).

Что касается резерва расходов на уплату страховых взносов, он определяется с учетом методики, выбранной учреждением для расчета резерва расходов на оплату отпусков. Таким образом, сумма страховых взносов при формировании резерва может быть рассчитана:

  • по каждому работнику индивидуально;
  • в среднем по учреждению;
  • по каждой категории работников (группе персонала).

Вариант 1. Резерв расходов на уплату страховых взносов рассчитывается по каждому ра-ботнику индивидуально:

Резерв расходов на уплату страховых взносов = К x ЗП x С.

Вариант 2. Расчет резерва расходов на уплату страховых взносов производится в среднем по учреждению:

Резерв расходов на уплату страховых взносов = К x ЗПср x С.

Вариант 3. Расчет резерва расходов на уплату страховых взносов осуществляется по каждой категории работников (группе персонала):

Резерв расходов на уплату страховых взносов = (К1 x ЗПср1 + К2 x ЗПср2 + К3 x ЗПср3) x С.

Отметим, что показатель С в вышеприведенных формулах обозначает ставку страховых взносов.

Также финансисты в Письме № 02-07-07/28998 допускают, что сумма страховых взносов может быть рассчитана с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов на основании информации за предшествующий период, а также применяемого повышающего коэффициента.

Какую из рекомендованных Минфином методик выбрать, учреждение решает самостоятельно. При этом следует учитывать численность персонала организации, трудоемкость процедуры, наличие компьютерных программ, в которых можно произвести необходимые расчеты.

Ниже предлагаем рассмотреть пример по отражению в учете операций, связанных с формированием резервов расходов на оплату отпусков.

Пример 2.

Предположим, что автономным учреждением на 30.06.2015 были начислены резервы предстоящих расходов за счет средств, полученных от оказания платных услуг:

  • на оплату отпусков – 500 000 руб.;
  • на уплату страховых взносов – 151 000 руб.

В августе 2015 года пяти работникам были начислены в сумме 60 000 руб., сумма страховых взносов равна 18 120 руб.

В бухгалтерском учете будут составлены следующие проводки:

Как видим, процедура формирования резервов расходов – достаточно трудоемкая операция, которая требует значительных временных затрат. Поэтому бухгалтеру государственно-го (муниципального) учреждения необходимо проанализировать целесообразность приме-нения счета 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и отразить принятое решение в учетной политике организации.

Кратко сформулируем основные выводы.

В соответствии с разъяснениями Минфина, перечисление заработной платы на банковские карты сотрудников следует отражать без применения транзитного счета 304 03.

При формировании резерва расходов на оплату отпусков учреждению необходимо отразить в учетной политике виды резервов с приведенной детализацией на счетах бухгалтерского учета, корреспонденцию счетов по формированию и расходованию резервов предстоящих расходов, порядок и методы формирования оценочного значения.

Очень много вопросов возникает с применением 500 счетов, а именно: 1) при закрытии 2013 года возникла кредиторская задолженность по 302.34. В 2013 были приняты бюджетные и денежные обязательства. При закрытии года 500 счета закрываются полностью. Какими документами и проводками в 2014 году отразить бюджетные и денежные обязательства по кредиторской задолженности? 2) при закрытии 2013 года возникла дебиторская задолженность по 208.21, 206.34, 303.06. В 2013 были приняты бюджетные и денежные обязательства. При закрытии года 500 счета закрываются полностью. Какими документами и проводками в 2014 году отразить бюджетные и денежные обязательства по дебиторской задолженности? 3) в какой период лучше принять бюджетные и денежные обязательства по авансовому отчету?

Ответ

В соответствии с приведенным материалом обязательства (денежные обязательства) учреждение может принимать к учету в пределах утвержденных плановых назначений. Так же при завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования этого года на следующий год не переносятся. А показатели по этим счетам, сформированные в отчетном году за первый следует перенести на аналитические счета санкционирования текущего года. Следовательно если обязательства (денежные обязательства) были приняты на 2013 год на основании утвержденных плановых назначений на 2013 год, то на 2014 год обязательства (денежные обязательства) не переносятся. Если же обязательства (денежные обязательства) были приняты в 2013 году но на 2014 год (очередной финансовый год - счета 0.502.12.000, 0.502.22), то в 2014 году на основании справки по форме 0504833, показатели по данным счетам подлежат переносу на счета 0.502.11.000, 0.502.12) прямой проводкой. Принятые обязательства (денежные обязательства) по дебиторской задолженности при завершении текущего финансового года на следующий год не переносятся, так как дебиторка принята на основании утвержденных плановых назначений на 2013 год. Обязательства (денежные обязательства) по авансовым отчетам в соответствии с приведенным материалом нужно принимать в сумме начисленных обязательств (выплат). Следовательно, принимать обязательства (денежные обязательства) по авансовым отчетам нужно на дату утверждения авансового отчета.

Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Исполнение Плана по расходам

Исполнение Плана ФХД по расходам предполагает принятие учреждением обязательств (денежных обязательств). Обязательства (денежные обязательства) принимайте к учету в пределах утвержденных плановых назначений.

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств ведите на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень таких документов утвердите в рамках формирования учетной политики (с учетом требований по санкционированию, установленных финансовым органом). Например, основанием для принятия обязательств могут быть приказы руководителя о премировании в межрасчетный период по формам № Т-11 и № Т-11а , заявления на выдачу подотчетных сумм, подписанные руководителем, и т. п.*

Аналитический учет сумм принятых обязательств (денежных обязательств) ведите в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064) в разрезе видов выплат (расходов), утвержденных Планом ФХД.

Такой порядок установлен пунктами , Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 163 Инструкции № 174н,пунктом 189 Инструкции № 183н, Методическими указаниями , утвержденными приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н .

Операции по санкционированию обязательств, принятых в текущем году, формируйте с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств)* (п. 310 Инструкции к Единому плану счетов № 157н , п. 162 Инструкции № 174н , п. 188 Инструкции № 183н).

Принятие обязательств

К принятым обязательствам текущего года относятся расходные обязательства, которые предусмотрены к исполнению в текущем финансовом году (в т. ч. принятые и неисполненные обязательства прошлых лет).*

В бухучете обязательства отражайте в следующем объеме:*

  • выплата зарплаты (вознаграждения) сотрудникам - в объеме утвержденных плановых назначений на эти цели (т. е. принимать данные обязательства ежемесячно не нужно);
  • выплата сотрудникам командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами - в сумме начисленных обязательств (выплат);*
  • внесение обязательных платежей в бюджет (налоги, сборы, пошлины, взносы и иные выплаты) - в сумме начисленных обязательств (платежей);
  • возмещение вреда (причиненного учреждением при осуществлении им деятельности) и иные выплаты на основании вступивших в законную силу решений суда - в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • иные расходные обязательства - в сумме принятых обязательств.*

Полный перечень обязательств (и порядок их принятия) приведен в пункте 1 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155. В данном пункте разъяснен порядок принятия бюджетных обязательств получателями бюджетных средств. Бюджетные и автономные учреждения вправе применять данный порядок с учетом Инструкций № 174н и 183н (п. 3 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155).*

Принятие обязательств, исполнение которых предусмотрено Планом ФХД, отражайте на следующих счетах:*

  • 0.502.01.000 «Принятые обязательства»;
  • 0.502.02.000 «Принятые денежные обязательства».*

В 22 разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года:*

  • 1 - текущий финансовый год;
  • 2 - очередной финансовый год;*
  • 3 - второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);
  • 4 - второй год, следующий за очередным.

Такой вывод следует из положений пункта 163 Инструкции № 174н, пункта 189 Инструкции № 183н, пункта 309 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Обратите внимание, что принятие обязательств отражается в учете корреспонденцией счетов 0.502.00.000 и 0.506.00.000. При этом, согласно положениям Инструкций № 174н и № 183н , счет 0.506.00.000 имеет детализацию по аналитическим кодам лишь на текущий и очередной финансовый годы. Поэтому в случае необходимости принятия обязательств на первый и второй годы, следующие за очередным, порядок их отражения в учете пропишите в учетной политике учреждения. Например, в 22 разряде номера счета 0.506.00.000 можно предусмотреть также аналитические коды 3 и 4.

В бухучете принятие обязательств (денежных обязательств) отразите следующим образом.

В учете бюджетных учреждений:

Пример отражения в бухучете принятых в текущем финансовом году обязательств и денежных обязательств*

В январе ГУ НИИ «Альфа» заключило с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» договор на поставку оборудования на сумму 580 000 руб. Источником финансового обеспечения выплаты по договору является целевая субсидия на приобретение оборудования.

Согласно утвержденной в учреждении «Альфа» учетной политике обязательство принимается к учету на основании заключенного договора. Денежное обязательство - в момент получения товарной накладной.

В день подписания договора бухгалтер «Альфы» принял к учету обязательство:

Дебет 5.506.10.310 Кредит 5.502.11.310
- 580 000 руб. - приняты обязательства на основании подписанного договора поставки.

В феврале «Мастер» поставил оборудование и передал «Альфе» товарную накладную. На основании накладной бухгалтер «Альфы» принял к учету денежное обязательство:

Дебет 5.502.11.310 Кредит 5.502.12.310
- 580 000 руб. - приняты денежные обязательства на основании акта приема-передачи оборудования.

Перенос показателей при завершении года

При завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования этого года на следующий год не переносятся. Показатели по этим счетам, сформированные в отчетном году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) годом, следует перенести на аналитические счета санкционирования в следующем порядке:*

  • показатели первого года, следующего за текущим, - на счета санкционирования текущего года;*
  • показатели второго года, следующего за текущим, - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим;
  • показатели второго года, следующего за очередным, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим.

Перенос показателей по санкционированию делайте в первый рабочий день текущего года на основании Справки (ф. 0504833).*

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

С уважением,

Екатерина Самодурова эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной

ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

с изменениями от 28.09.2018

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162 , п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов - оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 "Обязательства" (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н .

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом "Красное сторно" на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ .

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование - это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219 , п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н . Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ , порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно пункту 6 статьи 219 БК РФ .

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

  • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 140 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 "Принятые обязательства".
  • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 141 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства".

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Первичные документы

Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения";
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 "Расходы по операциям с активами".

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Изменения в План счетов

В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным (). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения .

План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:

  • 0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям" ();
  • 0 206 11 000 "Расчеты по оплате труда" () – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
  • к счету 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат", 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия", 0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам" ();
  • 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" ();
  • 0 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" ();
  • увязка счетов 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" и 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций ( , ).

В новой редакции изложен раздел 5 "Санкционирование расходов" (). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 "Обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения", 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств", 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.

Добавлены и забалансовые счета ():

  • 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)";
  • 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц";
  • 31 "Акции по номинальной стоимости".

НАША СПРАВКА

Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н "О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н" (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 "Активы в управляющих компаниях", предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 "Активы в управляющих компаниях".

Изменения в Инструкции по применению плана счетов

Нефинансовые активы

В новой редакции изложены, в частности, положения ():

  • по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции;
  • по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
  • по принятию к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом. Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности "4".

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 "Земля – недвижимое имущество учреждения" и кредиту счета 4 401 10 180 "Прочие доходы" ( , ).

Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения ().

  • передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
  • передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
  • переводе молодняка животных в основное стадо;
  • оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.

В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий ().

НАША СПРАВКА

  • задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
  • задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
  • доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).

Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" ().

Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте ( , ).

В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в внесены новые корреспонденции (), в том числе (таблица 2):

Таблица 2. Новые корреспонденции по счету 0 209 000

Корреспонденции по счетам

Отражение суммы ущерба:

  • по суммам задолженности работников учреждения по излишне выплаченным им суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний;
  • в сумме задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении;
  • по суммам задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм

Отражение суммы:

  • ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо необоснованного получения или сбережения;
  • задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
  • задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (

  • Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
  • Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03
  • Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00
  • Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03
  • Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06

Обязательства

  • подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
  • виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).

Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.

Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года ().

Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".

Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1

Санкционирование расходов

Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", 0 502 09 000 "Отложенные обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" и 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения".

О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00
  • Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении

Ольга Монако , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор